Вы здесь

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ И ПРОЦЕДУРЕ ПРИНЯТИЯ УСТАВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВОВОГО АКТА О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В УСТАВ

       Рекомендации по порядку и процедуре принятия устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав разработаны в целях использования органами местного самоуправления при организации работы по принятию уставов муниципальных образований и внесении в них изменений.

Правовую основу вышеуказанных вопросов составляют:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований».

Устав муниципального образования, также как и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования.

При разработке проекта устава, муниципального правового акта о внесении изменений в устав (далее – устав, МПА), прежде всего, необходимо оценивать актуальное состояние федерального и регионального законодательства. Следует также обращать внимание на оформление и стиль изложения текста устава и МПА, использовать общепринятые правовые конструкции (например, статью 5 изложить в следующей редакции: «текст новой редакции»; статью 6 исключить (или признать утратившей силу); в части 3 статьи 4 исключить слова «текст» или заменить слова «текст» на слова «текст» и т.д.).

При внесении изменений в целях избежания ошибок и неточностей также следует обращать внимание на изменение нумерации статей или пунктов статей, особенно, если ранее нумерация уже изменялась.

Процедура принятия  и регистрации устава, МПА урегулирована статьей 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и представляет собой ряд следующих действий, который условно можно разделить на несколько частей (приложения 1, 2).

1. Опубликование (обнародование) проекта устава или проекта муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования

Обращаем особое внимание на то, что временной промежуток между опубликованием (обнародованием) проекта устава (МПА) и его утверждением на сессии представительного органа должен быть не менее 30 дней.

 Например, в случае, если проект был опубликован (обнародован) 10 октября, то его рассмотрение на сессии представительного органа должно быть не ранее 9 ноября.

Несоблюдение 30-дневного срока является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации устава (МПА), так как в данном случае нарушается процедура его принятия.

Сведения об опубликовании (обнародовании) проекта устава или муниципального правового акта могут содержаться в информационном письме об опубликовании (обнародовании) устава или муниципального правового акта и (или) непосредственно в самом источнике официального опубликования (газета или сборник) уставав или муниципального правового акта.

Согласно положениям части 4 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Таким образом, если в устав вносятся изменения, предусматривающие приведение устава в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) или законами субъекта Российской Федерации опубликование указанных порядков не требуется.

2. Проведение публичных слушаний

Проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав выносятся на публичные слушания, кроме случаев, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.

Проведение публичных слушаний по проекту устава (МПА) должно быть запротоколировано. Протокол подписывается председателем публичных слушаний и секретарем. После проведения публичных слушаний проект устава (МПА) выносится на обсуждение представительного органа муниципального образования.

Кроме того, должна быть опубликована (обнародована) информация о назначении публичных слушаний (часть 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ).

Обращаем Ваше внимание на необходимость соблюдения срока заблаговременного извещения граждан о назначении публичных слушаний.

       В соответствии с положениями части 4 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.

3. Проведение заседания представительного органа муниципального образования

Обращаем Ваше внимание на порядок проведения заседания представительного органа. Такой порядок устанавливается регламентом представительного органа муниципального образования и включает в себя определенные требования к процедуре рассмотрения и утверждения проектов муниципальных правовых актов, а также содержит определенные требования к оформлению протокола заседания. Протокол подписывается председателем представительного органа муниципального образования независимо от того, совмещает ли глава муниципального образования должности главы и председателя Совета депутатов или нет.

В соответствии с частью 5 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав (МПА) принимается большинством в две трети голосов от установленной в уставе численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Например, уставом предусмотрено, что представительный орган муниципального образования состоит из 15 депутатов, избираемых населением на основе прямого тайного голосования. В данном случае устав (МПА) считается принятым, если за его принятие проголосовало 10 и более депутатов.

В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

В случае, если за принятие устава (МПА) проголосовало менее 2/3 от установленной уставом численности депутатов (независимо от того, по каким причинам депутаты не принимали участие в голосовании), то в соответствии с частью 7 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» нарушение процедуры принятия устава (МПА) является основанием для отказа в государственной регистрации устава (МПА).

4. Представление документов на государственную регистрацию

Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предъявляется ряд требований к оформлению документов на регистрацию.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы на государственную регистрацию направляются главой муниципального образования в регистрирующий орган в течение 15 дней со дня его принятия. В случае если устав или МПА представляются на государственную регистрацию не главой муниципального образования, а иным лицом, то необходимо представить доверенность от имени главы с указанием даты ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна.

Если в доверенности не указан срок ее действия, она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения.

       Перечень документов, представляемых на государственную регистрацию:

      Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» на государственную регистрацию представляются:

1. Сопроводительное письмо на имя начальника Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области (Святкиной Елены Эдуардовны).

2. Устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии устава муниципального образования в двух экземплярах, а также на магнитном носителе (муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта в двух экземплярах, а также на магнитном носителе).

В случае регистрации МПА о внесении изменений также направляется новая редакция положений устава с внесенными в них изменениями в форме сопоставительной таблицы согласно приложению 3.  

На государственную регистрацию может быть представлен муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, оформленный в одном из двух вариантов:

- в виде отдельного акта, принятого представительным органом (в этом случае на государственную регистрацию представляются как муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, так и решение представительного органа о его принятии (два документа)),

- в виде решения представительного органа, вносящего изменения в устав, или приложения к такому решению (один документ).

Согласно части 13 статьи 35 и части 5 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом должен быть подписан как главой муниципального образования, так и председателем представительного органа.

Соответственно, в зависимости от оформления муниципального правового акта о внесении изменений в устав подписывается он одним из следующих вариантов:

- глава муниципального образования подписывает акт о внесении изменений в устав (если акт является самостоятельным документом), а председатель представительного органа подписывает решение представительного органа, тем самым подтверждая волеизъявление депутатов представительного органа на принятие этого решения. В случае ,если в соответствии с уставом муниципального образования, глава муниципального образования входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, такой глава подписывает единолично каждый из документов;

- глава муниципального образования совместно с председателем представительного органа подписывает принятое представительным органом решение о внесении изменений в устав муниципального образования в виде одного документа. В случае, если в соответствии с уставом муниципального образования, глава муниципального образования входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, такой глава подписывает решение о внесении изменений в устав единолично и единожды.

При подписании решений главой муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа, наименование должностного лица указываются в соответствии с наименованием, закрепленным в уставе муниципального образования. Согласно части 3 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» устав муниципального образования представляется с пронумерованными и прошитыми страницами, скрепленными печатью представительного органа муниципального образования. Аналогичные требования предъявляются к МПА (часть 4 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований»).

      Устав муниципального образования содержит титульный лист, который включает реквизиты устава муниципального образования и прошивается вместе с его страницами.

3. Протокол заседания представительного органа муниципального образования либо протокол схода граждан, на которых был принят устав муниципального образования (МПА).

4. Сведения об источниках и о датах официального опубликования (обнародования) проекта устава муниципального образования (проекта МПА) и о результатах публичных слушаний по проекту устава муниципального образования (МПА) в случае, если проведение таких слушаний предусмотрено Федеральным законом № 131-ФЗ.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, возвращаются главе муниципального образования в течение 5 (пяти) рабочих дней со дня их поступления в регистрирующий орган с указанием причин возврата при наличии одного из следующих оснований:

1) не представлены документы, предусмотренные частью 2 или 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным частью 3 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ;

3) устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования направлены в регистрирующий орган лицом, не предусмотренным частью 1 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ.

Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, представленные для государственной регистрации, могут быть отозваны главой муниципального образования до принятия регистрирующим органом решения об их государственной регистрации или об отказе в их государственной регистрации.

       Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» предусмотрено, что решение о государственной регистрации принимается в тридцатидневный срок со дня представления документов на регистрацию.

Государственная регистрация включает в себя: проверку на предмет соответствия устава (МПА) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними уставу и законам Нижегородской области; проведение антикоррупционной экспертизы устава (МПА) на наличие или отсутствие коррупциогенных факторов, проверку соблюдения установленного Федеральным законом № 131-ФЗ порядка принятия устава (МПА), присвоение государственного регистрационного номера уставу (МПА), включение соответствующих сведений (записи) в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Основаниями для отказа в государственной регистрации устава (МПА) являются:

1) противоречие устава муниципального образования (МПА) Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Нижегородской области, законам Нижегородской области;

2) нарушение установленного в соответствии с федеральным законом порядка принятия устава (МПА);

3) наличие в уставе муниципального образования (МПА) коррупциогенных факторов.

Устав или муниципальный правовой акт противоречат Конституции Российской Федерации, федеральным законам, Уставу Нижегородской области, законам Нижегородской области в случае, если:

- содержат положения, которые прямо противоречат Конституции Российской Федерации, федеральному и региональному законодательству,

- регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством не могут регулироваться уставами или муниципальными правовыми актами,

- не регулируют вопросы, которые в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным и региональным законодательством в обязательном порядке должны устанавливаться уставом и при этом не могут устанавливаться иными муниципальными правовыми актами.

Нарушением установленных требований, касающихся порядка принятия устава или муниципального правового акта являются:

- принятие устава или муниципального правового акта ненадлежащим органом местного самоуправления,

- принятие устава или муниципального правового акта представительным органом местного самоуправления при отсутствии необходимого кворума,

- принятие устава или муниципального правового акта без учета мнения населения.

Принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации не является препятствием для повторного представления устава (МПА) для государственной регистрации после устранения указанных в заключении об отказе нарушений действующего законодательства и коррупциогенных факторов.

       В случае регистрации уставу (решению о внесении изменений) присваивается регистрационный номер, соответствующие сведения включаются в государственный реестр уставов муниципальных образований.

Зарегистрированный устав (МПА) выдается главе муниципального образования лично (представителю по доверенности) или направляется заказной почтой в течение 5 дней со дня регистрации.

5. Опубликование (обнародование) устава (МПА) после государственной регистрации

На основании части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение 7 (семи) дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» в течение 10 дней со дня официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) главы муниципальных образований обязаны направить в регистрирующий орган сведения об источнике и о дате официального опубликования (обнародования) устава муниципального образования (муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования) для включения указанных сведений в государственный реестр уставов муниципальных образований субъекта Российской Федерации.

Сведения направляются в письменном виде (источник опубликования (копия газеты) с сопроводительным письмом, либо информационное письмо с указанием названия, даты и номера печатного издания, в случае опубликования, либо с указанием даты и места обнародования).

 По всем вопросам, связанным с государственной регистрацией уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении в них изменений и дополнений), Вы можете обращаться:

        Заместитель начальника отдела – Камаева Мария Александровна: тел. (831) 412-81-03.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).