Вы здесь

Изменения федерального законодательства. Разъяснения Минюста России по вопросам применения данных изменений

Изменения федерального законодательства от декабря 2016 года

Изменения федерального законодательства от апреля 2017 года

Изменения федерального законодательства от июля 2017 года

Изменения федерального законодательства от октября-декабря  2017 года

Изменения федерального законодательства от апреля 2018 года

 
 
 
РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНЮСТА РОССИИ
 
1. По вопросу точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации в уставах и муниципальных правовых актах
 
Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона № 131-ФЗ на публичные слушания должны выноситься проект устава муниципального образования, а также проект муниципального нормативного правового акта о внсении изменений и дополнений в данный устав, кроме случав, когда в устав муниципального образования вносятся изменения в форме точного воспроизведения положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации в целях приведения данного устава в соответствие с этими нормативными правовыми актами.
 
По смыслу указанной федеральной нормы положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава) или законов субъекта Российской Федерации должны быть процитированы в муниципальном правовом акте в полном объеме.
 
Вместе с тем формулировка «точное воспроизведение» допускает конкретизацию в муниципальном правовом акте наименования муниципального образования, субъекта Российской Федерации, а также муниципального правового акта применительно к соответствующей территории.
 
Так, например, согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
 
В свою очередь, в муниципальном правовом акте может быть установлено, что квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу по специальности, направлению подготовки необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются решением Думы городского округа на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом Свердловской области в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
 
2. По вопросу применения новой редакции пункта 7 части 1 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которому сроки полномочий представительных органов муниципальных образований должны закрепляться в уставах муниципальных образований только в тех случаях, когда указанные представительные органы избираются на муниципальных выборах.
 
Согласно логике этого изменения представительные органы муниципальных образований районов (городских округов с внутригородским делением), формируемые путем делегирования представителей от поселений (внутригородских районов), не должны иметь установленного срока полномочий, поскольку замена их членов (депутатов) должна осуществляться путем ротации.
 
Вместе с тем необходимо отметить, что в соответствии с абзацем вторым части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и изменяющие структуру органов местного самоуправления, полномочия органов местного самоуправления (за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления), вступают в силу после истечения срока полномочий представительного органа муниципального образования, принявшего муниципальный правовой акт о внесении в устав указанных изменений и дополнений.
 
При этом предлагаемое к внесении в устав муниципального района изменение, исключающее из него положение о сроке полномочий представительного органа муниципального района, не относится к изменяющим структуру органов либо объем полномочий органов местного самоуправления. Соответственно, указанное изменение должно вступить в силу согласно общему правилу, установленному абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ – после государственной регистрации и последующего официального опубликования (обнародования) муниципального правового акта о внесении соответствующих изменений в устав муниципального района.
 
Вопрос о сроках вступления в силу муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования изменений, затрагивающих структуру и полномочия органов местного самоуправления
(за исключением полномочий, срока полномочий и порядка избрания выборных должностных лиц местного самоуправления) в том случае, если представительный орган муниципального района (городского округа с внутригородским делением) формируется путем делегирования (в связи с чем невозможно определить момент истечения срока его полномочий) в настоящее время прорабатывается в контексте внесения возможных изменений в Федеральный закон № 131-ФЗ.
 
В частности, одним из рассматриваемых вариантов решения указанной проблемы является привязка срока вступления в силу таких изменений к истечению срока полномочий главы муниципального образования, подписавшего муниципальный правовой акт о внесении указанных изменений в устав муниципального образования.
 
Вместе с тем полагаем, что до урегулирования данного вопроса следует применительно к описанной выше ситуации также руководствоваться общей нормой абзаца первого части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ о вступлении в силу изменений в устав муниципального образования после их государственной регистрации и официального опубликования. При этом изменения и дополнения, внесенные в устав муниципального образования и предусматривающие создание контрольно-счетного органа муниципального образования, вступят в силу в сроки, установленные абзацем первым части 8 статьи 44 Федерального закона в силу прямого указания отсылочной нормы, содержащейся в абзаце третьем части 8 статьи 44 Федерального закона № 131-ФЗ.
 
3. По вопросу предоставления на государственную регистрацию решения представительного органа муниципального образования и муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» (в редакции Федерального закона от 28.12.2016 № 494-ФЗ) (далее – Федеральный закон № 97-ФЗ).
 
Согласно пункту 1 части 4 статьи 3 Федерального закона № 97-ФЗ на государственную регистрацию представляются муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования, решение представительного органа муниципального образования либо решение схода граждан о принятии указанного акта в двух экземплярах, а также на магнитном носителе.
 
Указанная норма носит универсальный характер и применяется во взаимодействии с положениями Федерального закона № 131-ФЗ.
 
Так, Федеральный закон № 131-ФЗ, с одной стороны, выделяет муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав как самостоятельный вид документа, а с другой стороны – во взаимосвязи с понятием «муниципальный правовой акт», определенным частью 1 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, указывает, что он является решением, принятым органом местного самоуправления.
 
Это порождает на практике несколько юридико-технических приемов оформления внесения изменений в устав муниципального образования.
 
В одних случаях муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав представляет собой самостоятельный документ, факт принятия которого оформляется решением представительного органа.
 
В других случаях нормы права, предусматривающие внесение изменений в устав, содержатся в тексте решения представительного органа или оформляются в качестве приложения к нему.
 
Таким образом, на государственную регистрацию может быть представлен муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, оформленный в виде:
 
а) отдельного акта, принятого представительным органом. В этом случае на государственную регистрацию представляются как муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав, так и решение представительного органа о его принятии (два документа);
 
б) решения представительного органа, вносящего изменения в устав, или приложения к такому решению (один документ).
 
При этом независимо от способов оформления изменений в устав и в том и в другом случае они должны соответствовать Федеральному закону № 131-ФЗ.
 
4. По вопросу подписания решений представительного органа о внесении изменений в устав муниципального образования соответствующими должностными лицами (главой муниципального образования и председателем представительного органа).
 
Согласно части 13 статьи 35 и части 5 статьи 43 Федерального закона № 131-ФЗ нормативный правовой акт, принятый представительным органом (в том числе решение о внесении изменений в устав муниципального образования) должен быть подписан как главой муниципального образования, так и председателем представительного органа.
 
В зависимости от юридической техники оформления решения:
 
- глава муниципального образования подписывает муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав (если он является самостоятельным документом), а председатель представительного органа подписывает решение представительного органа, тем самым подтверждается волеизъявление депутатов представительного органа на принятие этого решения. В случае если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, такой глава подписывает каждый из них единолично и единожды;
 
- глава муниципального образования совместно с председателем представительного органа подписывает принятое представительным органом решение о внесении изменений в устав муниципального образования в виде одного документа (если нормы права совмещены с решением и структурно не обособлены). В случае если в соответствии с уставом муниципального образования глава муниципального образования входит в состав представительного органа и исполняет полномочия его председателя, такой глава подписывает решение о внесении изменений в устав единолично и единожды.
 
При подписании решений главой муниципального образования, исполняющего полномочия председателя представительного органа, наименование должности данного лица указывается в соответствии с наименованием, закрепленным в уставе муниципального образования.».
 
 
 
 
 
03 апреля 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).