Вы здесь

Анализ причин отказов в регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) Нижегородской области за I полугодие 2017

 

Анализ причин отказов в регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) Нижегородской области за I полугодие 2017 года

 

Во исполнение поручения Минюста России от 04.06.2013 № 17/48814-ЮЛ Главным управлением Минюста России по Нижегородской области (далее – Главное управление) проведен анализ причин отказов в регистрации уставов муниципальных образований (муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы) Нижегородской области за I полугодие 2017 года.

           Так, за I полугодие 2017 года на государственную регистрацию поступило 248 муниципальных правовых актов, из них 24 устава муниципальных образований
и 224 муниципальных правовых акта о внесении изменений в уставы (далее – МПА).

           По результатам рассмотрения зарегистрировано 102 акта (2 устава и 100 МПА). Решения об отказе в государственной регистрации приняты в отношении 20 актов (4 устава и 16 МПА). 

           Из анализа выявленных нарушений следует, что в 1 случае из 20 решение об отказе принято в связи с нарушением установленного порядка принятия муниципальных актов:

           - в части не проведения публичных слушаний по проекту муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав (Ройкинский сельсовет Кстовского муниципального района
 
           По 20 МПА отказы в государственной регистрации обусловлены наличием противоречий федеральному законодательству.

           По результатам анализа нарушений можно сделать вывод, что наиболее типичными являются:

           1) несоответствие перечня  вопросов местного значения аналогичному перечню, установленному федеральным законодательством (например, сельсовет Красная Горка Володарского муниципального района, рабочий поселок им. Степана Разина Лукояновского муниципального района, Кужендеевский сельсовет Ардатовского муниципального района);

           2) несоответствие федеральному законодательству исключений при вынесении на публичные слушания проекта устава муниципального образования, а также проекта муниципального нормативного правового акта о внесении изменений и дополнений в устав (Малопицкий сельсовет Дальнеконстантиновского муниципального района, Верякушский сельсовет Дивеевского муниципального района, Ужовский сельсовет Починковского муниципального района, рабочий поселок им. Степана Разина Лукояновского муниципального района, Ветошкинский сельсовет Гагинского муниципального района);

           3) отсутствие в уставе лица (должности), исполняющего полномочия главы местного самоуправления в случае досрочного прекращения его полномочий либо применения к нему по решению суда мер процессуального принуждения в виде заключения под стражу или временного отстранения от должности (рабочий поселок Варнавино Варнавинского муниципального района, Ветошкинский сельсовет Гагинского муниципального района);

          4) установление в уставе для глав местного самоуправления, осуществляющих полномочия на не постоянной основе, ограничений, предусмотренных федеральным законодательством только для глав муниципальных образований, осуществляющих полномочия на постоянной основе (Новоуспенский, Крутцовский, Проновский сельсоветы Ветлужского муниципального района). 

          Практика показывает, что причинами нарушений законодательства  по-прежнему остаются:

          - неправильное толкование органами местного самоуправления норм права;

          - отсутствие в поселениях квалифицированных специалистов;

          - непринятие своевременных мер по приведению уставов в соответствие  с изменившимся законодательством. 

            Также ситуацию осложняет отсутствие в муниципальных образованиях надлежащей системы мониторинга федерального и регионального законодательства, которая позволяет своевременно реагировать на его изменения, поскольку динамичный законодательный процесс требует от органов местного самоуправления постоянной работы по корректировке уставов.

            В то же время необходимо отметить, что в I полугодии 2017 года число принимаемых Главным управлением решений об отказе в государственной регистрации уставов (МПА) муниципальных образований составило 11% от количества рассмотренных МПА, что меньше на 6% по сравнению со II полугодием 2016 года (отказано в регистрации 59 актов из 339 рассмотренных МПА – 17%), и меньше на 18% в сравнении с аналогичным периодом 2016 года (отказано в государственной регистрации 100 актов из 351 рассмотренного МПА, что составило 29%).

           Во многом этому способствовала практическая помощь, оказанная Главным управлением органам местного самоуправления путем рассмотрения проектов уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы, консультирования, проведения обучающих занятий и семинаров во взаимодействии с министерством внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области.

           Так, в марте 2017 года Главным управлением проведено обучающее занятие с главами администраций муниципальных районов, городских округов Нижегородской области на базе министерства внутренней региональной и муниципальной политики Нижегородской области, в рамках которого доведена информация об изменениях законодательства в сфере организации местного самоуправления и регистрации уставов муниципальных образований .

           Кроме того, в марте 2017 года представителем Главного управления принято участие в «Правительственном часе», проводимом в рамках VII Съезда Ассоциации «Совет муниципальных образований Нижегородской области», в котором приняли участие главы местного самоуправления всех муниципальных образований Нижегородской области. В рамках «Правительственного часа» помимо изменений федерального законодательства в сфере организации местного самоуправления, а также регистрации уставов и изменений в уставы муниципальных образований, озвучены последние разъяснения Минюста России по вопросу точного воспроизведения уставах муниципальных образований положений Конституции Российской Федерации, федерального и регионального законодательства. Также обращено внимание глав муниципальных образований на основные причины отказов в государственной регистрации уставов, а также на наиболее типичные нарушения законодательства. Особое внимание уделено проблеме длительного не приведения уставов в соответствие с федеральным законодательством, а также случаям нарушений сроков направления в Главное управление сведений об источнике и дате и дате официального опубликования (обнародования) уставов и актов о внесении изменений в уставы. 

           Кроме того, по инициативе прокуратуры Нижегородской области создана рабочая группа по анализу изменений федерального и регионального законодательства по вопросам местного самоуправления и разработке модельного проекта муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, в состав которой вошли представители Главного управления, Государственно-правового департамента Нижегородской области, Государственно-правового управления Законодательного Собрания Нижегородской области, прокуратуры Нижегородской области. В рамках рабочей группы разработан модельный проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав сельсовета Воротынского муниципального района Нижегородской области, который впоследствии был направлен главам местного самоуправления муниципальных образований Воротынского муниципального района.

           Главное управление продолжает работу по приведению уставов муниципальных образований и МПА в соответствие с федеральным законодательством.

           Кроме того, обращаем внимание, что на сайте Главного управления в разделе «Регистрация уставов муниципальных образований» по мере изменений федерального законодательства размещается соответствующая        информация, а также разъяснения Минюста России (http://to52.minjust.ru/node/3240).

 

30 июня 2017 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).