Вы здесь

Типичные нарушения, выявляемые при проведении проверок некоммерческих организаций

          В процессе проведения Главным управлением  проверок деятельности некоммерческих организаций установлено, что ими допускаются типичные нарушения законодательства Российской Федерации:

          1. Некоммерческими организациями не представляются отчеты и не публикуются сведения о своей деятельности.
          В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
          Данные некоммерческие организации обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
          Остальные некоммерческие организации обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение. При этом в документах, представляемых некоммерческими организациями, выполняющими функции иностранного агента, должны содержаться сведения о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, полученных от иностранных источников, и об их фактическом расходовании и использовании. Формы представления указанных документов (за исключением аудиторского заключения) и сроки их представления с учетом сроков, предусмотренных абзацем вторым настоящего пункта, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
          Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, представляют в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, один раз в полгода, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, - ежеквартально, аудиторское заключение - ежегодно.
          Данные некоммерческие организации обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
          Согласно требованиям абзаца второго части 2 статьи 7 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», абзаца третьего части 1 статьи 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях»  общественными объединениями  и фондами ежегодно не публикуется отчеты об использовании  имущества и не обеспечивается  доступность ознакомления с указанными отчетами.
          Разместить информацию о деятельности некоммерческой организации в сети «Интернет» возможно на Информационном портале Министерства юстиции Российской Федерации (http://unro.minjust.ru/).

          2. Некоммерческими организациями не соблюдаются требования учредительных документов.
          В нарушение части 2 статьи 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях», статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» в соответствии с которым требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения некоммерческой организацией, некоммерческими организациями не соблюдаются положения собственных уставов:
          - нарушается периодичность проведения собраний органов управления организации, а также контрольно-ревизионных органов;
          - не соблюдаются сроки полномочий органов управления, а также контрольно-ревизионных органов (после истечения сроков новый состав данных органов не формируется, полномочия не продлеваются);
          - нарушается периодичность проведения проверок финансово-хозяйственной деятельности организации контрольно-ревизионными органами;
          Органами управления некоммерческих организаций не рассматриваются вопросы, отнесенные к их компетенции, к примеру:
          - утверждение годовых отчетов;
          - утверждение бухгалтерской (финансовой) отчетности;
          -  образование высшим органом управления иных органов управления и контрольно-ревизионных органов  и досрочное прекращение их полномочий;
          - определение порядка приема в состав учредителей (участников, членов) некоммерческой организации и исключения из состава ее учредителей (участников, членов), за исключением случаев, если такой порядок определен федеральными законами и др.

          3. Некоммерческими организациями не соблюдается порядок оформления протоколов заседаний органов управления.
          Согласно пункту 4 статьи 181.2 Гражданского кодекса Российской Федерации   в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
          1) дата, время и место проведения собрания;
          2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;
          3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
          4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;
          5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

          4. Некоммерческими организациями не исполняется обязанность по информированию органа, принявшего решение о ее государственной регистрации (в настоящее время – Главное управление Минюста России
по Нижегородской области) об изменении сведений, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (к примеру, об изменении адреса организации; лица, действующего без доверенности от имени некоммерческой организации и др.), либо данные сведения подаются несвоевременно. 
          В соответствии с требованиями части 7 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», части 2 статьи 29 Федерального закона  «Об общественных объединениях» некоммерческие организации должны информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, об изменении сведений, указанных в части 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений, и представлять соответствующие документы для принятия решения
об их направлении в регистрирующий орган.

          6. Некоммерческие организации, созданные в организационно-правовой форме «фонд» не проводят аудит.
          Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случаях, если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

          7. Некоммерческие организации, имеющие статус благотворительных некоммерческих организаций не предоставляют отчет о своей деятельности, предусмотренный Федеральным законом от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
          В соответствии с пунктами 2 и 3 данного Федерального закона благотворительная организация ежегодно представляет в орган, принявший решение
о ее государственной регистрации (в настоящее время – Главное управление Минюста России по Нижегородской области), отчет о своей деятельности, содержащий
сведения о:
финансово-хозяйственной деятельности, подтверждающие соблюдение требований настоящего Федерального закона по использованию имущества и расходованию средств благотворительной организации;
персональном составе высшего органа управления благотворительной организацией;
составе и содержании благотворительных программ благотворительной организации (перечень и описание указанных программ);
содержании и результатах деятельности благотворительной организации;
нарушениях требований настоящего Федерального закона, выявленных
в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.
          Ежегодный отчет представляется благотворительной организацией в орган, принявший решение о ее государственной регистрации (в настоящее время – Главное управление Минюста России по Нижегородской области), в тот же срок, что и годовой отчет о финансово-хозяйственной деятельности, представляемый в налоговые органы (до 30 марта).

          8. Нецелевое расходование денежных средств и иного имущества некоммерческой организацией.
          Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация не имеет права извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не может распределять полученную прибыль между участниками (членами).
          В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.
          Следовательно, все денежные средства, получаемые некоммерческой организацией должны расходоваться строго по целевому назначению в соответствии с уставными целями.

         9. Расходование денежных средств и использование имущества благотворительными некоммерческими организациями осуществляется  с нарушением требований Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ
«О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Статьей 16 Федерального закона от 11.08.1995 №135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» установлены особенности использования имущества благотворительными некоммерческими организациями.

 Благотворительная организация может совершать в отношении находящегося в ее собственности или на ином вещном праве имущества любые сделки, не противоречащие законодательству Российской Федерации, уставу этой организации, пожеланиям благотворителя.

Благотворительная организация не вправе использовать на оплату труда административно-управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год. Данное ограничение не распространяется на оплату труда лиц, участвующих в реализации благотворительных программ.

В случае, если благотворителем или благотворительной программой не установлено иное, не менее 80 процентов благотворительного пожертвования в денежной форме должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента получения благотворительной организацией этого пожертвования. Благотворительные пожертвования в натуральной форме направляются на благотворительные цели в течение одного года с момента их получения, если иное не установлено благотворителем или благотворительной программой.

Имущество благотворительной организации не может быть передано (в формах продажи, оплаты товаров, работ, услуг и в других формах) учредителям (членам) этой организации на более выгодных для них условиях, чем для других лиц.

 

10. Отсутствие одобрения органами управления и (или) органами надзора
за деятельностью некоммерческих организаций сделок, влекущих за собой конфликт интересов. 

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» для целей настоящего Федерального закона лицами, заинтересованными в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе сделок, с другими организациями или гражданами (далее - заинтересованные лица), признаются руководитель (заместитель руководителя) некоммерческой организации, а также лицо, входящее в состав органов управления некоммерческой организацией или органов надзора за ее деятельностью, если указанные лица состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях, являются участниками, кредиторами этих организаций либо состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях или являются кредиторами этих граждан. При этом указанные организации или граждане являются поставщиками товаров (услуг) для некоммерческой организации, крупными потребителями товаров (услуг), производимых некоммерческой организацией, владеют имуществом, которое полностью или частично образовано некоммерческой организацией, или могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом некоммерческой организации.

Заинтересованность в совершении некоммерческой организацией тех или иных действий, в том числе в совершении сделок, влечет за собой конфликт интересов заинтересованных лиц и некоммерческой организации.

Заинтересованные лица обязаны соблюдать интересы некоммерческой организации, прежде всего в отношении целей ее деятельности, и не должны использовать возможности некоммерческой организации или допускать их использование в иных целях, помимо предусмотренных учредительными документами некоммерческой организации.

Под термином «возможности некоммерческой организации» в целях настоящей статьи понимаются принадлежащие некоммерческой организации имущество, имущественные и неимущественные права, возможности в области предпринимательской деятельности, информация о деятельности и планах некоммерческой организации, имеющая для нее ценность.

В случае, если заинтересованное лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть некоммерческая организация, а также в случае иного противоречия интересов указанного лица и некоммерческой организации в отношении существующей или предполагаемой сделки:

оно обязано сообщить о своей заинтересованности органу управления некоммерческой организацией или органу надзора за ее деятельностью до момента принятия решения о заключении сделки;

сделка должна быть одобрена органом управления некоммерческой организацией или органом надзора за ее деятельностью.

Сделка, в совершении которой имеется заинтересованность и которая совершена с нарушением требований настоящей статьи, может быть признана судом недействительной.

 

Заинтересованное лицо несет перед некоммерческой организацией ответственность в размере убытков, причиненных им этой некоммерческой организации. Если убытки причинены некоммерческой организации несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед некоммерческой организацией является солидарной.

 

13 апреля 2018 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).