Вы здесь

Учетная политика

 

Учетная политика для целей бюджетного учета Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области

 

1. Общие положения

Учетная политика Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области разработана в соответствии с требованиями следующих документов:

· Бюджетным кодексом РФ (далее - БК РФ);

· Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ);

· с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» (далее – Инструкции к Единому плану счетов № 157н);

· приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» (далее – Инструкция № 162н);

· приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (далее – приказ № 65н);

· приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) Управлениями, и Методических указаний по их применению» (далее – приказ № 52н);

· приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н «Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления» (далее – приказ № 209н);

·  Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная Приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н);

·  федеральными стандартами бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, утвержденными приказами Минфина России от 31.12.2016 № 256н, № 257н, № 258н, № 259н, № 260н (далее – соответственно СГС СГС «Концептуальные основы бухучета и отчетности», СГС «Основные средства», СГС «Аренда», СГС «Обесценение активов», СГС «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности»), от 30.12.2017 № 274н, № 275н, № 278н (далее – соответственно СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», СГС «События после отчетной даты», СГС «Отчет о движении денежных средств»), от 27.02.2018 № 32н (далее – СГС «Доходы»), от 30.05.2018 № 122н (далее – СГС «Влияние изменений курсов иностранных валют»);

· Указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» (далее - Указание № 3210-У);

·  Указание Банка России от 07.10.2013 № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» (далее - Указание № 3073-У);

·  Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденные Приказом Минфина России от 13.06.1995 № 49 (далее - Методические указания № 49);

·  Положение об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008      № 749;

·  Указ Президента РФ от 18.07.2005 № 813 «О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих»;

·   Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 № 729 «О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений».

·  Нормы возмещения расходов работников, направляемых в краткосрочные служебные командировки за территории иностранных государств, устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2005 г. N 812 "О размере и порядке выплаты суточных в иностранной валюте и надбавок к суточным в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений" и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 августа 2004 г. N 64н "Об установлении предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в иностранной валюте при служебных командировках на территории иностранных государств работников, заключивших трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работников государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений".

 · Используемые термины и сокращения

   Наименование

·     Расшифровка

    Главное управление

·     Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Нижегородской области

    КБК

·     1–17 разряды номера счета в соответствии с Рабочим планом счетов

 ·     1.1. Ответственным за организацию бюджетного учета и хранение документов бюджетного учета в Главном управлении и соблюдения законодательства при выполнении хозяйственных операций является начальник Главного управления (ч. 1 ст. 7 Закона 402-ФЗ).

·     1.2. Бюджетный учет осуществляется отделом ресурсного обеспечения, бухгалтерского учета и внутреннего финансового аудита (далее – бухгалтерия) Главного управления, возглавляемым начальником отдела - главным бухгалтером. Деятельность бухгалтерии регламентируется должностными регламентами (инструкциями) сотрудников (ч. 3 ст. 7 Закона 402-ФЗ).

·     1.3. Начальник отдела - главный бухгалтер подчиняется начальнику Главного управления, заместителю начальника главного управления курирующему данное направление и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бюджетного учета, своевременное предоставление полной и достоверной бюджетной и налоговой отчетности.

·     Требования начальника отдела - главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и предоставлению в необходимых документов и сведений являются обязательными для всех сотрудников Главного управления (п. 8 Инструкции к Единому плану счетов №157н).

·     1.4. Лимит остатка наличных денег в кассе устанавливается отдельным приказом начальника Главного управления. Если данное решение не принято, то лимит считается равным нулю. Допускается наличие денег в кассе сверх установленного лимита в дни выдачи заработной платы, социальных выплат. Продолжительность срока выдачи указанных выплат составляет пять рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты) (Указания Банка России от 11 марта 2014 года №3210-У).

 

2. Основные принципы и элементы организации бюджетного учета:

2.1. Бюджетный учет ведется автоматизировано в соответствии с Инструкцией к Единому плану счетов №157н, Инструкцией №162н по рабочему Плану счетов (приложение №1) (пп. 3 абз. 3 п. 6, абз. 1, 3 п. 332 Инструкции к Единому плану счетов №157н, п. 3 Приказа 162н).

Главное управление применяет забалансовые счета, утвержденные в Инструкции к Единому плану счетов №157н.

Рабочий план счетов Министерства состоит из следующих кодов счетов бухгалтерского учета:

0 100 00 000 – «Нефинансовые активы»;

0 200 00 000 – «Финансовые активы»;

0 300 00 000 – «Обязательства»;

0 400 00 000 – «Финансовый результат»;

0 500 00 000 – «Санкционирование расходов».

Рабочий план счетов бюджетного учета содержит:

·                   С 1 по 17 разряд – классификационный признак поступлений и выбытий, соответствующий разрядам с 1 по 17 кода классификации доходов бюджетов, расходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов, по которому осуществляется операция, по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации,

·                   При отражении операций на счетах бухгалтерского учета в 18 разряде код вида финансового обеспечения (деятельности) указывается (п. 21 Инструкции к единому плану счетов №157н):

1 – бюджетная деятельность

3 – средства во временном распоряжении

·                    С 24 по 26 разряд – вид поступлений, выбытий объекта учета, соответствующий разрядам с 18 по 20 кода классификации доходов бюджета (аналитическая группа подвида доходов бюджетов), расходов бюджетов (код вида расходов), источников финансирования дефицитов бюджетов (аналитическая группа вида источников финансирования дефицитов бюджетов), по которому осуществляется операция по исполнению бюджета бюджетной системы Российской Федерации. 

2.2.         Обработка учетной информации ведется с использованием систем бухгалтерского учета  «1С предприятие: Бухгалтерия государственного учреждения», «1С: Предприятие. КАМИН: Расчет заработной платы для бюджетных учреждений».

Доступ к информации содержащейся в программах бухгалтерского учета имеют:

-начальник отдела-главный бухгалтер,

-заместитель начальника отдела-заместитель главного бухгалтера,

-главный специалист-эксперт,

-оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин 4 разряда.

Вход в программу осуществляется под своей учетной записью.

2.3. С использованием телекоммуникационных каналов связи и электронной подписи бухгалтерия Главного управления осуществляет электронный документооборот по следующим направлениям:

·                   Система электронного документооборота с Управлением Федерального казначейства по Нижегородской области (ИС «СУФД»),

·                   Передача отчетности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в инспекцию Федеральной налоговой службы (СБИС),

·                   Передача сведений персонифицированного учета в отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (СБИС),

·                   Передача отчетности по страховым взносам в отделение фонда социального страхования (СБИС),

·                   Передача отчетности в Министерство юстиции Российской Федерации («Парус сведение отчетности»),

·                   Передача реестров на выпуск банковских карт, реестров на зачисление заработной платы («Сбербанк Бизнес Онлайн»);

2.4. Без надлежащего оформления первичных (сводных) учетных документов любые исправления (добавления новых записей) в электронных базах данных не допускаются.

2.5. В целях обеспечения сохранности электронных данных бюджетного учета и отчетности на сервере ежедневно производится сохранение резервных копий баз 1С.

2.6.         Первичные и сводные учетные документы составляются в электронном виде и выводятся на бумажные носители.

         2.7 Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бюджетном учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Первичные документы, оформленные ненадлежащим образом, не подлежат приему к учету.

2.8 Первичные (сводные) учетные документы хранятся на бумажном носителе в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с Перечнем документов, образующихся в процессе деятельности Управления, с указанием сроков хранения, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.

Основание: п. п. 32, 33 СГС «Концептуальные основы», п. 14 Инструкции № 157н)

2.9 Принятие к бюджетному учету документов, оформляющих операции с наличными или безналичными денежными средствами, содержащих исправления, не допускается. Иные первичные (сводные) учетные документы, содержащие исправления, принимаются к бюджетному учету в случае, когда исправления внесены по согласованию с лицами, составившими и подписавшими эти документы, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, с указанием надписи «Исправленному верить» («Исправлено») и даты внесения исправлений.

2.10. Порядок представления и обработки первичных документов регулируется графиком документооборота согласно Приложению № 2.

2.11. При обнаружении в регистрах учета ошибок сотрудники бухгалтерии анализируют ошибочные данные, вносят исправления в первичные документы и соответствующие базы данных. Исправления нужно вносить с учетом следующих положений:

·                   Доначисления или снятие начислений исправлять за счет доходов и расходов текущего года дополнительной бухгалтерской записью или способом «красное сторно», оформляется справкой.

·                   При восстановлении в учете остатков прошлых лет применять счет 401.10.180 «Прочие доходы».

Исправления вправе вносить только сотрудник, ответственный за ведение соответствующего регистра.

2.12. Данные прошедших внутренний контроль первичных (сводных) учетных документов регистрируются, систематизируются в хронологическом порядке (по датам совершения операций, дате принятия к учету первичного документа) и накапливаются в регистрах, составленных по унифицированным формам, утвержденным Приказом Минфина России № 52н:

- Журнал операций по счету «Касса» (№ 1);

- Журнал операций с безналичными денежными средствами (№2);

- Журнал операций расчетов с подотчетными лицами (№ 3);

- Журнал операций расчетов с поставщиками и подрядчиками (№ 4);

- Журнал операций с дебиторами по доходам (№ 5);

- Журнал операций расчетов по оплате труда (№ 6);

- Журнал операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (№ 7);

- Главная книга;

- иные регистры, предусмотренные Инструкцией к Единому плану счетов
№ 157н и Приказом № 52н.

(Основание: ч. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, п. п. 23, 28 СГС «Концептуальные основы», п. 11 Инструкции № 157н)

Регистры бухгалтерского учета составляются на бумажном носителе.

(Основание: ч. 6 ст. 10 Закона № 402-ФЗ, п. 32 СГС «Концептуальные основы», п. 11 Инструкции № 157н)

Регистры бухгалтерского учета подписываются лицом, ответственным за его формирование.

Правильность отражения фактов хозяйственной жизни в регистрах бухгалтерского учета согласно представленным для регистрации первичным (сводным) учетным документам обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

Регистры бухгалтерского учета хранятся на бумажном носителе в течение сроков, установленных правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.

(Основание: п.п. 32, 33 СГС «Концептуальные основы», п.п. 14, 19 Инструкции № 157н)

2.13. Установить, что счета 303.02, 303.06, 303.07, 303.08, 303.09, 303.10, 303.11 отражаются в журнале операций расчетов по оплате труда.

2.14. Для оформления фактов хозяйственной жизни применять первичные учетные документы, согласно приказа №52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук, государственными (муниципальными) учреждениями и Методических указаний по их применению».

2.15. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, или регистров бухгалтерского учета используются самостоятельно разработанные формы, либо унифицированные формы, дополненные необходимыми реквизитами
(п. 7 инструкции к Единому плану счетов №157н).

Регистры бухгалтерского учета, формы которых не унифицированы, должны содержать следующие обязательные реквизиты:

·   Наименование регистра,

·   Наименование субъекта учета, составившего регистр,

·   Дата начала и окончания ведения регистра или период, за который он составлен,

·   Хронологическая или систематическая группировка объектов учета,

·   Величина денежного или натурального измерения объектов учета, единицы измерения,

·   Наименование должностей лиц, ответственных за ведение регистра,

·   Подписи ответственных лиц с расшифровкой подписи

Образцы документов приведены в приложении № 3.

Основание: ч.2,4 ст.9 Закона  402-ФЗ, п.25 СГС «Концептуальные основы», п.9 СГС «Учетная политика».

2.16. Перечень лиц, имеющих право подписи (утверждения) первичных учетных документов:

Право подписи денежных, расчетных финансовых документов, финансовых обязательств, счетов-фактур имеют:

право первой подписи:

- начальник Главного управления;

- заместитель начальника Главного управления;

право второй подписи:

- начальник отдела - главный бухгалтер;

- заместитель начальника отдела - главного бухгалтера.

      Право утверждения первичных учетных документов в части поступления и выбытия (списания) нефинансовых активов имеют:

- начальник Главного управления;

- заместитель начальника Главного управления.

     Право утверждения первичных документов в части выдачи материальных ценностей на нужды учреждения имеют:

- начальник Главного управления;

- заместитель начальника Главного управления.

2.17. В случае обнаружения пропажи, порчи или несанкционированного уничтожения первичных учетных документов и (или регистров) бюджетного учета сотрудники сообщают об этом начальнику отдела – главному бухгалтеру. Начальник отдела – главный бухгалтер в тот же день готовит доклад начальнику Главного управления об утрате, порче, несанкционированном уничтожении первичных учетных документов, регистров учета. На основании доклада начальник главного управления действует в соответствии с п. 16 Инструкции №157н.

2.18. Приоритетным является формирование регистров в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. До появления технической возможности использовать электронную форму применять бумажную форму ведения регистров. Распечатанные электронные документы на бумажном носителе принимать к бухгалтерскому учету оформленные в соответствии
со ст. 9 п. 7 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ.

2.19. Бюджетный учет ведется по проверенным и принятым к учету первичным документам методом начисления. К учету принимаются первичные учетные документы, составленные надлежащим образом и поступившие по результатам внутреннего контроля хозяйственных операций для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета (п. 3 Инструкции к Единому плану счетов №157н). Записи в регистрах учета осуществляются по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа.

2.20. Ошибки, допущенные при ведении бюджетного учета, признанные существенными подлежать обязательному исправлению. Существенной признается информация, пропуск или искажение которой влечет изменение на один процент (или более) оборотов по дебету (кредиту) аналитического счета рабочего плана счетов (п. 3 Инструкции к Единому плану счетов №157н).

2.21. Бухгалтерский учет ведется с помощью регистров в следующем порядке:

- первичные учетные документы по приложению 1 к приказу №52н (кроме
ф. 0310003 «Журнал регистрации приходных и расходных ордеров») составляются по мере осуществления хозяйственных операций;

-журнал регистрации приходных и расходных ордеров (ф. 0310003) составляется ежемесячно, в последний рабочий день месяца;

-инвентарная карточка учета основных средств оформляется при принятии объекта к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.) и при выбытии. При отсутствии указанных событий – ежегодно, на последний рабочий день года, со сведениями о начисленной амортизации;

-инвентарная карточка группового учета основных средств оформляется при принятии объектов к учету, по мере внесения изменений (данных о переоценке, модернизации, реконструкции и пр.) и при выбытии;

-опись инвентарных карточек по учету основных средств, инвентарный список основных средств, реестр карточек заполняются ежегодно, в последний день года;

-карточки количественно-суммового учета заполняются ежегодно, в последний день года;

-книга учета бланков строгой отчетности заполняется ежеквартально, распечатывается на бумажном носителе не реже одного раза в год;

-авансовые отчеты брошюруются хронологически;

-журналы операций, главная книга заполняются ежемесячно;

-другие регистры, не указанные выше, заполняются по мере необходимости, если иное не установлено законодательством РФ.

Регистры бухгалтерского учета формируются в виде книг, журналов, карточек на бумажных носителях.

По истечении каждого отчетного периода (месяца, квартала, года) первичные (сводные) учетные документы, сформированные на бумажном носителе, относящиеся к соответствующим журналам операций, хронологически подбираются и сброшюровываются.

Регистры бухгалтерского учета хранятся на бумажном носителе в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с Перечнем документов, образующихся в процессе деятельности Главного управления, с указанием сроков хранения, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.

Основание: п.п. 32, 33 СГС «Концептуальные основы», п.п. 11,14,19 Инструкции 157н.

2.22. Бюджетная отчетность составляется на основании аналитического и синтетического учета по формам, в объеме и в сроки, установленные Министерством финансов Российской Федерации и бюджетным законодательством (приказ Минфина России от 28 декабря 2010 года №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»).  Бюджетная отчетность предоставляется в Министерство юстиции Российской Федерации в установленные им сроки.

Бюджетная отчетность за отчетный год формируется с учетом событий после отчетной даты. Обстоятельства, послужившие причиной отражения в отчетности событий после отчетной даты, указываются в текстовой части пояснительной записки (ф. 0503160) (п. 3 Инструкции к Единому плану счетов №157н).

2.23 Главное управление Министерства юстиции как получатель бюджетных средств, в течение текущего финансового года принимает бюджетные обязательства в пределах показателей (лимитов бюджетных обязательств), утвержденных на текущий финансовый год в бюджетных сметах.

Исполнение бюджета по расходам получателями бюджетных средств осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом, с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Порядок принятия бюджетных обязательств (принятых, принимаемых, отложенных):

при начислении оплаты труда, пособий, иных выплат - в объеме годовых лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) и отражаются в бюджетном учете на основании заключенных с государственными служащими служебных контрактов о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации;

при начислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
          при расчетах с подотчетными лицами на основании приказов о командировании и произведенных расходов по принятому авансовому отчету и отражаются в бюджетном учете на дату утверждения авансового отчета;
по подотчетным суммам, выданным на хозяйственные нужды на дату утверждения авансового отчета;
          при заключении государственных контрактов (договоров) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в размере стоимости государственного контракта (договора) при поступлении договорной документации в отдел ресурсного обеспечения бухгалтерского учета и внутреннего финансового аудита и отражаются в бюджетном учете в день подписания соответствующих контрактов (договоров);
          по разовым сделкам без заключения договоров на основании документов о фактически произведенных расходах (счета, акты выполненных работ, товарные накладные, товарные чеки и другие аналогичные документы) в соответствии с решением руководителя и отражаются в бюджетном учете на дату образования кредиторской задолженности;
         по начисленным налогам и сборам на основании налоговых деклараций в момент образования кредиторской задолженности.
         Установить, что основанием для принятия «Принимаемого обязательства» (счет 502.17) при проведении конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) является извещение о проведении закупки конкурентным способом.

2.24. Установить, что основанием для принятия денежного обязательства является:

·  При поставке товаров – накладная и (или) акт приемки-передачи, и (или) счет-фактура;

·  При выполнении работ, оказании услуг акт выполненных работ (услуг) и (или) счет, и (или) счет-фактура;

·  Исполнительный документ (исполнительный лист, судебный приказ);

·  При расчетах с подотчетными лицами на основании распоряжений о командировании, заявления сотрудника и проведенных расходов по принятому авансовому отчету отражаются в бюджетном учете на дату утверждения авансового отчета;

         по подотчетным суммам, выданным на хозяйственные нужды по заявлению сотрудника - на дату утверждения авансового отчета;

·   По разовым сделкам без заключения договоров на основании документов о фактически произведенных расходах (счета, акты выполненных работ, товарные накладные, товарные чеки и другие аналогичные документы) в соответствии с решением руководителя и отражаются в бюджетном учете на дату образования кредиторской задолженности;

·Иные документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации;

·  Денежные обязательства по авансовым платежам возникают из условий договора;

·Денежные обязательства по выплате заработной платы, пособий, компенсаций, по уплате взносов на обязательное социальное, медицинское и пенсионное страхование, а также взносов по страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний принимаются на основании соответствующих расчетных ведомостей и регистров налогового учета;

2.25 Денежные средства, на хозяйственные расходы выдаются под отчет по заявлению. Заявление должно содержать способ выдачи денежных средств (из кассы или перечисление на банковскую карточку). Авансы под отчет на хозяйственные расходы производятся штатным сотрудникам, с которыми заключен договор о полной материальной ответственности, не имеющим задолженности по ранее выданным суммам. Срок выдачи денежных средств на хозяйственные расходы устанавливается равным 30 дням, за исключением случаев выезда в командировку (п. 26 постановления Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 №749). Лица, получившие деньги под отчет, обязаны не позднее трех рабочих дней по истечении указанного срока, предоставить в бухгалтерию Главного управления авансовый отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним. Передача выданных под отчет наличных денежных средств одним лицом другому запрещается. В исключительных случаях, когда сотрудник Главного управления произвел оплату расходов за счет собственных средств, производится возмещение этих расходов.

Основание: п.9 СГС «Учетная политика».

2.26 Срок предоставления отчетности по командировочным расходам – не позднее трех дней после прибытия из командировки.

Основание: п.9 СГС «Учетная политика».

2.27 Предельные сроки  отчета по выданным доверенностям устанавливаются следующие:

-в течение 10 календарных дней с момента получения;

-в течение трех рабочих дней с момента получения материальных ценностей;

Выдача доверенностей (за исключением доверенностей на получение материальных ценностей) производится в соответствии со ст. 185, 186 ГК РФ.

2.28 Должностное лицо ответственное за учет, хранение и выдачу бланков трудовых книжек (вкладышей) составляет отчет по движению бланков (Приложение № 4) и предоставляет его в бухгалтерию. Учет и хранение бланков ведется согласно Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 №225 (с изменениями от 01.03.2008). Хранение бланков строгой отчетности, выданных соответствующему работнику под отчет, осуществляется в специально оборудованном металлическом шкафу (сейфе) в условиях, исключающих их порчу и хищение. Списание испорченных бланков оформлять Актом о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816).

2.29 Испорченные бланки уничтожаются, о чем составляется Акт об уничтожении испорченных бланков.

2.30 Установить, что карты эмитентов, не являющихся кредитными организациями, которые предназначены для получения юридическими лицами (в т.ч. уполномоченными физическими лицами, держателями карт) предварительно оплаченных товаров, работ, услуг (карты ГСМ, Sim-карты в условной оценке (одна штука – один рубль), необходимо учитывать на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности"( Письмо Минфина России от 03.06.2008 № 02-14-10а/1611).

2.31 В бухгалтерском учете использование топливных карт и Sim- карт отражают следующими записями:

Содержание операции

Документ основание

Дт счета

Кт счета

Топливные карты, Sim-карты  приняты к учету на забалансовый счет 03

Акт приема-сдачи, накладная

03

 

Топливные карты Sim-карты, выданы сотрудникам

Акт приема-передачи

03 «Топливные карты, Sim-карты у сотрудников»

03 «Топливные карты, Sim-карты в кассе»

 

         2.32. В Главном управлении действует Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов (Приложение 5).

3.Методика бухгалтерского учета.

3.1. Основные средства:

3.1.1. В составе основных средств учитываются материальные объекты, используемые в процессе деятельности Главного управления для управленческих нужд, независимо от стоимости объектов основных средств со сроком полезного использования более 12 месяцев. Первоначальной стоимостью основных средств признается сумма фактических вложений Главного управления в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств. Прочие (дополнительные) расходы по приобретению нефинансовых активов, относящихся к нескольким партиям распределять пропорционально их количеству.

Основание: п.п. 23-25, 38, 39, 47 Инструкции к Едином плану счетов №157н.

3.1.2. Каждому объекту основных средств стоимостью свыше 10 000 руб. присваивается уникальный инвентарный номер, состоящий из 15 знаков. 1-й разряд – код источника финансирования; 2-4-й – разряды – код синтетического счета Плана счетов бюджетного учета; 5-6 разряды – код аналитического счета; 7-15-й разряды – порядковый номер нефинансового актива.

Основание: п. 46 Инструкции к Единому плану счетов №157н,  пункт 9 СГС «Основные средства».

3.1.3. Присвоенный объекту инвентарный номер обозначается материально-ответственным лицом путем нанесения номера на инвентарный объект краской или водостойким маркером.

3.1.4. В случае если объект является сложным (комплексом конструктивно сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.

Основание: п. 46 Инструкции к Единому плану счетов №157н.

3.1.5. Основные средства, выявленные при инвентаризации, принимаются к учету по справедливой стоимости, определенной комиссией по поступлению и выбытию активов методом рыночных цен.

Основание: п,п, 52, 54 СГС «Концептуальные основы», п. 31 Инструкции к Единому плану счетов №157н.

3.1.6. В случае, если объект является сложным (комплексом конструктивно-сочлененных предметов), инвентарный номер обозначается на каждом составляющем элементе тем же способом, что и на сложном объекте.

Основание: п. 46 Инструкции к Единому плану счетов  №157н.

3.1.7. Учет основных средств на соответствующих счетах Плана счетов бухгалтерского учета ведется в соответствии с требованиями Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года №359.

 Основание: п. 45 Инструкции к Единому плану счетов  №157н.

Объекты, принятые к учету в составе основных средств (кроме объектов недвижимости) стоимостью до 10 000 руб. включительно, при вводе в эксплуатацию учитываются на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 10 000 рублей включительно в эксплуатации». Аналитический учет осуществляется в разрезе материально ответственных лиц с отражением в карточках количественно-суммового учета их количества и фактической стоимости. Объекты инвентаризируются в порядке и сроки, установленные для нефинансовых активов, учитываемых на балансе.

Основание: пункт 39 СГС «Основные средства», пункт 373 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.1.8. Начисление амортизации основных средств в бухгалтерском учете производится линейным способом в полных рублях в соответствии со сроками полезного использования (п. 85 Инструкции к Единому пану счетов №157н).

Основание: п. 36,37 СГС «Основные средства».

3.1.9. Срок полезного использования объектов основных средств устанавливается комиссией, утвержденной приказом руководителя исходя из:

-информации, содержащейся в законодательстве Российской Федерации;

-рекомендаций, содержащихся в документах производителя, - при отсутствии соответствующих норм в законодательстве Российской Федерации. Если такая информация отсутствует, срок определяется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов, принятого с учетом ожидаемого срока использования и физического износа объекта, а также с учетом гарантийного срока использования;

Основание: п. 35 СГС «Основные средства», п. 44 Инструкции № 157н.

-сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной амортизации – для безвозмездно полученных объектов.

По объектам, включенным в амортизационные группы с первой по девятую, срок полезного использования определяется по наибольшему сроку, установленному постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»

По объектам, включенным в десятую амортизационную группу, срок полезного использования рассчитывается исходя их единых норм, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 года №1072.

Основание: п. 28 Инструкции к Единому плану счетов №157н.

 Переоценка основных средств производится в сроки и в порядке, устанавливаемые Правительством РФ.

Основание: п. 28 Инструкции к Единому плану счетов №157н.

3.1.10. Принятие к бухгалтерскому учету объектов движимого имущества, стоимостью до 10 000 рублей включительно отражать на основании Акта о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0504101), списание на основании акта о списании нефинансовых активов (кроме транспортных средств) (ф. 0504104).

3.1.11. При единовременном принятии к учету и вводе в эксплуатацию объектов основных средств, применяются первичные учетные документы: Акт о приеме-передаче нефинансовых активов (ф. 0504101). В заключении комиссии отражается решение о вводе в эксплуатацию основного средства. При этом требование-накладная (ф. 0504102) для объектов основных средств, стоимостью свыше 10 000 рублей, и ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (ф. 0504210)  для объектов основных средств, стоимостью до 10 000 рублей не распечатываются.

3.1.12. Ответственными за хранение технической документации основных средств являются материально ответственные лица, за которыми закреплены основные средства. По объектам основных средств, по которым производителем (поставщиком) предусмотрен гарантийный срок, хранению подлежат также гарантийные талоны.

Основание: п.9 СГС «Учетная политика».

3.1.13. Составные части компьютера: монитор, клавиатура, мышь, системный блок и относящиеся к нему комплектующие учитываются в составе единого инвентарного объекта – рабочей станции. Локально-вычислительные сети (далее – ЛВС) и принтеры учитываются как отдельные инвентарные объекты.

3.1.14. Пожарная, охранная сигнализация, электрическая и телефонная сеть, другие аналогичные системы (за исключением ЛВС) учитываются в составе зданий. Расходы на их установку, ремонт и расширение не относятся на увеличение стоимости зданий.

3.1.15. В качестве отдельных объектов основных средств к учету принимаются приборы и аппаратура пожарной, охранной сигнализации (оконечные устройства (передающие и приемные)), приборы объектовых систем передачи извещений, отвечающие критериям отнесения их к объектам основных средств.

 

         3.2. Материальные запасы:

3.2.1.  Оценка материальных запасов в бухгалтерском учете осуществляется по фактической стоимости каждой единицы. К материальным запасам относятся предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости.

Основание: п. 99,100 Инструкции к Единому плану счетов №157н, п.9 СГС «Учетная политика».

 Аналитический учет материальных запасов ведется по их наименованиям, количеству, в разрезе материально ответственных лиц на Карточках количественно-суммового учета материальных запасов.

3.2.2. Списание материальных запасов производится по средней фактической стоимости. Хозяйственные материалы для текущих нужд, канцелярские принадлежности списываются на расходы, по письменным заявкам, на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Основание: П.46 СГС «Концептуальные основы», п. 108 Инструкции к Единому плану счетов №157н.

3.2.3. Материальные запасы, бывшие в употреблении, возникшие в результате выполнения работ, оказания услуг учитываются на забалансовом счете 02 «Материальные ценности на ответственном хранении».

3.2.4. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных в результате ремонта, разборки, утилизации (ликвидации) основных средств или иного имущества определяется исходя из следующих факторов:

- из справедливой стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, рассчитанной методом рыночных цен;

- сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов, приведение их в состояние, пригодное для использования.

Основание: пункты  52-60 СГС «Концептуальные основы».

3.2.5.Учет на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Учету подлежат запасные части и другие комплектующие, которые могут быть использованы на других автомобилях (нетипизированные запчасти и комплектующие), такие как:

- автомобильные шины,

-колесные диски,

- аккумуляторы,

-наборы автоинструмента,

-аптечки,

-огнетушители.

Аналитический учет по счету ведется в разрезе автомобилей и материально-ответственных лиц.

Поступление на счет 09 отражается:

-при установке (передаче материально ответственному лицу) соответствующих запасных частей после списания со счета 0.105.36.000 «прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения»;

-при безвозмездном поступлении автомобиля от государственных (муниципальных) учреждений с документальной передачей остатков забалансового счета 09. При безвозмездном получении от государственных (муниципальных) учреждений запасных частей, учитываемых передающей стороной на счете 09, но неподлежащих учету на указанном счете в соответствии с настоящей учетной политикой, оприходование запасных частей на счет 09 не производится.

Внутреннее перемещение по счету отражается:

- при передаче на другой автомобиль;

-при передаче другому материально-ответственному лицу вместе с автомобилем.

Выбытие со счета отражается:

-при списании автомобиля по установленным основаниям;

-при установке новых запасных частей взамен непригодных к эксплуатации.

Основание: п.п. 349-350 инструкции к Единому плану счетов №157н.

 

Порядок списания автомобильных шин по причине износа завит от способа их учета. Возможны два варианта учета шин:

в составе транспортного средства, если они были приобретены вместе с автомобилем. В таком случае автомобильные шины обособленно не учитываются;

 в составе материальных запасов на счете 105 36 "Прочие материальные запасы – иное движимое имущество учреждения", если они были приобретены взамен изношенных или сезонных автомобильных шин (п. 118 Инструкции № 157н). При установке автомобильных шин на транспортное средство их стоимость списывается на расходы текущего финансового года с одновременным увеличением забалансового счета 09 "Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных" (п. 349 Инструкции № 157н).

Согласно п. 235 Инструкции № 157н имущество, в отношении которого принято решение о списании в связи с физическим износом, до момента его утилизации (уничтожения) необходимо учитывать на забалансовом счете 02 "Материальные ценности, принятые на хранение".

Таким образом, в первом случае выбытие автомобильных шин вследствие физического износа отражается путем увеличения суммы на забалансовом счете 02. Шины учитываются на этом счете в условной оценке: один объект, один рубль до момента утилизации (уничтожения). По результатам утилизации шины списываются путем уменьшения забалансового счета 02.

Во втором случае выбытие автомобильных шин отражается путем уменьшения суммы на забалансовом счете 09. Одновременно шины принимаются к учету на забалансовый счет 02 в условной оценке: один объект, один рубль, где учитываются до утилизации (уничтожения). После утилизации автомобильные шины списываются путем уменьшения забалансового счета 02.

3.2.6. Комплектующие системного блока относят к прочим материальным запасам, независимо от стоимости, и осуществляют их учет в порядке, установленном для запасных частей.

Основание: приказ Минфина РФ от 28.12.2001 №119н, с изменениями от 24.10.2016г.

В составе прочих материальных запасов (расходных материалов для оргтехники) также учитывать диски, флеш-накопители, картриджи, кабели, переходники, рутокены и другие соответствующие товары. Списание производить на основании акта о списании материальных запасов (ф. 0504230).

Флеш-накопители перемещаются на материально-ответственных лиц на основании требования-накладной (ф. 0504204). По мере выхода из строя производится своевременное списание.

3.2.7. Средства индивидуальной защиты выдается в личное пользование, оформляется через списание материалов с одновременным отражением на забалансовом счете 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Аналитический учет по счету 27 вести в  разрезе материально-ответственных лиц, при этом материально-ответственное лицо на каждого сотрудника оформляет раздаточную ведомость и  личную карточку учета выдачи средств индивидуальной защиты.

3.2.8. Перечень бланков строгой отчетности учреждения (учет на забалансовом счете 03) в разрезе ответственных за их хранение и (или) выдачу лиц, мест хранения в условной оценке "один бланк - один рубль":

·  Трудовая книжка,

·  Вкладыш в трудовую книжку,

·  Служебные удостоверения на сотрудников Главного управления,

·  Удостоверения адвокатов,

·  Свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации,

·  Свидетельство о внесении казачьего общества в государственный реестр.

            1.1.  Учет бланков ведется по условной оценке: один объект, один рубль.

Основание: пункт 337 Инструкции к Единому плану счетов № 157н.

3.2.9. Расходы на приобретение электронного идентификатора (компактное устройство в виде USB-брелока, которое служит для авторизации пользователя в сети или на локальном компьютере (электронно-цифровая подпись)) относить на подстатью 226 «Прочие расходы и услуги». В данном случае USB-токен/рутокен рассматривать как материальный носитель программного обеспечения, срок использования которого неразрывно связан со сроком действия лицензии, соответственно, основания для принятия к учету данного объекта в качестве нефинансового актива, выполняющего самостоятельные функции отсутствуют.

3.2.10 Расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав, включая установку, информационное обслуживание (обновление), учитывать на подстатье 352,353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования». Расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав списывать единовременно. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре.

3.3. Обесценение активов.

3.3.1. Наличие признаков возможного обесценения (снижения убытка) проверяется при инвентаризации соответствующих активов, проводимой при составлении годовой отчетности.

Основание: п. 9 СГС «Учетная политика», п. п. 5, 6 СГС «Обесценение активов».

         3.3.2.  Информация о признаках возможного обесценения (снижения убытка), выявленных в рамках инвентаризации, отражается в Инвентаризационной описи (сличительной ведомости) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087).

Основание: п. п. 6, 18 СГС «Обесценение активов».

         3.3.3. Рассмотрение результатов проведения теста на обесценение и оценку необходимости определения справедливой стоимости актива осуществляет Комиссия по поступлению и выбытию активов.

Основание: п. 9 СГС «Учетная политика».

3.3.4. По итогам рассмотрения результатов теста на обесценение оформляется протокол, в котором указывается предлагаемое решение (проводить или не проводить оценку справедливой стоимости актива).

         В случае если предлагается решение о проведении оценки, также указывается оптимальный метод определения справедливой стоимости актива.

Основание: п. 9 СГС «Учетная политика», п. п. 10, 11 СГС «Обесценение активов».

3.3.5.  При выявлении признаков возможного обесценения (снижения убытка) начальник Главного управления принимает решение о необходимости (об отсутствии необходимости) определения справедливой стоимости такого актива.

Это решение оформляется приказом с указанием метода, которым стоимость будет определена.

Основание: п. п. 10, 22 СГС «Обесценение активов».

         3.3.6. При определении справедливой стоимости актива также оценивается необходимость изменения оставшегося срока полезного использования актива.

Основание: п. 13 СГС «Обесценение активов».

3.3.7. Если по результатам определения справедливой стоимости актива выявлен убыток от обесценения, то он подлежит признанию в учете.

Основание: п. 15 СГС «Обесценение активов».

3.3.8. Убыток от обесценения актива и (или) изменение оставшегося срока полезного использования актива признается в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Основание: п. 9 СГС «Учетная политика».

         3.3.9.  Восстановление убытка от обесценения отражается в учете только в том случае, если с момента последнего признания убытка от обесценения актива был изменен метод определения справедливой стоимости актива.

Основание: п. 24 СГС «Обесценение активов».

3.3.10. Снижение убытка от обесценения актива и (или) изменение оставшегося срока полезного использования актива признается в учете на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

Основание: п. 9 СГС «Учетная политика».

3.4. Расчеты с подотчетными лицами:

3.4.1. При направлении работников Главного управления в командировки расходы, связанные со служебными командировками на территории РФ, возмещаются в соответствии с постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 года №729. Возмещение расходов, связанных со служебными командировками, превышающих размер, установленный Правительством РФ, производится по фактическим расходам, на основании подтверждающих документов, по разрешению начальника Главного управления. В случае осуществления работником учреждения, находящимся в служебной командировке, расходов на приобретение  ГСМ, мойку автомобиля, шиномонтаж колеса, приобретение автошины и пр. с разрешения или ведома начальника Главного управления такие расходы отражаются на основании авансового отчета командированного работника  и прилагающихся к нему документов по виду расходов 112 в увязке с подстатьей 226 «Прочие выплаты» КОСГУ.

Таким образом, компенсация расходов на мойку автомобиля, шиномонтаж, покупку новой шины и ГСМ в командировке предусмотрена Учетной политикой, операция отражается записями:

3.4.2. Выдача денег под отчет осуществляется по заявлению и окончательный расчет при возращении из командировки возможна в безналичном порядке путем перечисления с лицевого счета учреждения на счет банковской карты сотрудника. К авансовому отчету по командировочным расходам, необходимо также представить оригиналы слипов, квитанций электронных терминалов/банкоматов по всем операциям, совершенным с использованием банковской карты, а при их отсутствии (оплате через Интернет) – выписка с лицевого счета сотрудника. В случае, когда взимается комиссия банка при оплате командировочных расходов с карты, она также принимается к учету.

3.4.3. Возмещение расходов, связанных с проездом к месту командировки и обратно с использованием личного транспорта работника, производится на основании письма МНС России от 2 июня 2004 года №04-2-06/419 «О возмещении расходов при использовании личного транспорта»

3.4.4. Работнику, направленному в однодневную командировку, согласно статьям 167, 168 Трудового кодекса РФ, оплачиваются:

-расходы на проезд;

-иные расходы, произведенные работником с разрешения руководителя организации;

Суточные при однодневной командировке не выплачиваются.

Однодневная командировка должна быть оформлена приказом начальника Главного управления.

3.5. Расходы будущих периодов Главного управления:

Расходы, произведенные в текущем отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам, подлежат отнесению на счет 401.50 «Расходы будущих периодов». Впоследствии расходы списываются равномерно на финансовый результат текущего финансового года в течение периода, к которому они относятся.

Основание:  (п. 302 Инструкции к Единому плану счетов №157н).

 

3.6. Расчеты с дебиторами и кредиторами:

3.6.1. Аналитический учет расчетов с поставщиками (подрядчиками) ведется
в разрезе кредиторов.

3.6.2. Дебиторскую и кредиторскую задолженности, по которому истек срок исковой давности, списывать на финансовый результат по истечении трех лет по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа начальника Главного управления.

Списанную с балансового учета задолженность отражать на забалансовых счетах 04 «Задолженность неплатежеспособных кредиторов», 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами» в течение пяти лет с момента списания с балансового учета.

Списание задолженности с забалансового учета осуществлять:

·                   По истечении пяти лет отражения задолженности на забалансовом учете;

·                   По завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству;

·                   При наличии документов, подтверждающих прекращение обязательства в связи со смертью (ликвидацией) контрагента.

Основание: п. 339, 371 Инструкции к Единому плану счетов №157н.

3.6.3. Стоимость израсходованных горюче-смазочных материалов списывается на финансовый результат по фактическому расходу, но не более норматива, установленного приказом руководителя учреждения.  Первичный учет вести по унифицированным формам, утвержденным постановлением Госкомстата Российской Федерации от 28.11.1997 №78. Учет путевых листов ведется в Журнале учета путевых листов (типовая межотраслевая форма №8).

3.6.4. Перечисление заработной платы работникам осуществляется на  пластиковые карты МИР в соответствии с зарплатным проектом Управления, либо по заявлению работника на карту МИР другого банка. Выплата заработной платы производится 16 числа каждого месяца за первую половину текущего месяца и 01 числа месяца за вторую половину предыдущего месяца.

До открытия карточного счета заработная плата работнику выдается через кассу.

С целью защиты персональных данных сотрудников Главного управления и в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2007 года №152-ФЗ
«О персональных данных», электронные реестры (список на зачисление на счета «зарплатных» карт) на перечисление заработной платы на пластиковые карты (приложение № 6) с указанием номеров счетов, сумм выплат и фамилий работников передаются на исполнение в банк, вторые экземпляры хранятся в бухгалтерии.

Сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет на основании заявления получают компенсационную выплату в размере 50,00 (пятьдесят рублей 00 копеек).

Утвердить формы следующих документов:

·                   Форма расчетного листка, выдаваемого работникам для ознакомления о составных частях заработной платы за текущий период, размерах и основаниях произведенных удержаний, о суммах, подлежащих к выплате (приложении № 7).

·                   В соответствии со ст. 230 Налогового кодекса Российской Федерации утвердить форму налогового регистра по учету налога на доходы физических лиц (приложение № 8).

·                   В соответствии с ч. 5 ст. 15, ч. 4 ст. 8, и п. 2 ч. 2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утвердить карточку индивидуального  учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов (приложение № 9)

 

4. Инвентаризация активов и обязательств.

Основание: Закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»,  СГС «Концептуальные основы»,  приказ № 52н, пункт 6 и 20 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методические указания № 49.

4.1. Инвентаризации подлежит все имущество учреждения, независимо от его местонахождения и все виды финансовых активов и обязательств учреждения. Также инвентаризации подлежит имущество, находящееся на ответственном хранении учреждения.

4.2. Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и в разрезе ответственных (материально ответственных) лиц, далее – ответственные лица не реже, чем один раз в три года.

4.3. Основными целями инвентаризации являются:

·   выявление фактического наличия имущества, как собственного, так и не принадлежащего учреждению, но числящегося в бухгалтерском учете;

·   сопоставление фактического наличия с данными бухгалтерского учета;

·   проверка полноты отражения в учете имущества, финансовых активов и обязательств (выявление неучтенных объектов, недостач);

·   документальное подтверждение наличия имущества, финансовых активов и обязательств;

·   определение фактического состояния имущества и его оценка;

·   проверка соблюдения правил содержания и эксплуатации основных средств, использования нематериальных активов, а также правил и условий хранения материальных запасов, денежных средств;

·   выявление признаков обесценения активов.

4.4. Проведение инвентаризации обязательно:

·   при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;

·   перед составлением годовой отчетности (кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года);

·   при смене ответственных лиц;

·   при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества (немедленно по установлении таких фактов);

·   в случае стихийного бедствия, пожара и других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями (сразу же по окончании пожара или стихийного бедствия);

·   при реорганизации, изменении типа учреждения или ликвидации учреждения;

·   в других случаях, предусмотренных действующим законодательством.

4.4. Для проведения инвентаризации в Главном управлении приказом начальника назначается инвентаризационная комиссия.

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители всех отделов Главного управления, сотрудники бухгалтерии.

Кроме плановых инвентаризаций, может проводиться внеплановая сплошная инвентаризация финансовых и нефинансовых активов. Внеплановая инвентаризация проводятся на основании приказа начальника Управления.

4.5. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии ответственных лиц.

4.6. Для оформления инвентаризации комиссия применяет следующие формы, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н:

– инвентаризационная опись остатков на счетах учета денежных средств (ф. 0504082);

– инвентаризационная опись (сличительная ведомость) бланков строгой отчетности и денежных документов (ф. 0504086);

– инвентаризационная опись (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087). По объектам, переданным в аренду, безвозмездное пользование, а также полученным в аренду, безвозмездное пользование и по другим основаниям, составляются отдельные описи (ф. 0504087);

– инвентаризационная опись наличных денежных средств (ф. 0504088);

– инвентаризационная опись расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);

– инвентаризационная опись расчетов по поступлениям (ф. 0504091);

– ведомость расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092);

– акт о результатах инвентаризации (ф. 0504835);

Формы заполняют в порядке, установленном Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

Для результатов инвентаризации расходов будущих периодов применяется акт инвентаризации расходов будущих периодов № ИНВ-11 (ф. 0317012), утвержденный приказом Минфина от 13.06.1995 № 49.

4.7. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, нематериальных активов, материальных запасов и другого имущества, денежных средств, финансовых активов и обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Также комиссия обеспечивает внесение в описи обнаруженных признаков обесценения актива.

4.8. Инвентаризация основных средств проводится один раз в год перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.

Инвентаризации подлежат основные средства на балансовых счетах 101.00 «Основные средства», на забалансовых счетах 01 «Имущество, полученное в пользование» и 21 «Основные средства в эксплуатации».

В ходе инвентаризации комиссия проверяет:

– фактическое наличие объектов основных средств, эксплуатируются ли они по назначению;

– физическое состояние объектов основных средств: рабочее, поломка, износ, порча и т.д.

Данные об эксплуатации и физическом состоянии комиссия указывает в инвентаризационной описи (ф. 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.

В графе 8 «Статус объекта учета» указывается один из следующих статусов объекта основных средств:

– в эксплуатации;

– требуется ремонт;

– находится на консервации;

– требуется модернизация;

– требуется реконструкция;

– не соответствует требованиям эксплуатации;

– не введен в эксплуатацию.

В графе 9 «Целевая функция актива» указывается одна из следующих функций:

– продолжить эксплуатацию;

– требует ремонта;

– консервация;

– модернизация, дооснащение (дооборудование);

– реконструкция;

– списание.

4.9. При инвентаризации нематериальных активов комиссия проверяет:

– есть ли свидетельства, патенты и лицензионные договоры, которые подтверждают исключительные права учреждения на активы;

– учтены ли активы на балансе и нет ли ошибок в учете.

 

Результаты инвентаризации заносятся в инвентаризационную опись (ф. 0504087).

Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по НФА комиссия заполняет следующим образом.

В графе 8 «Статус объекта учета» указываются статусы нематериальных активов:

– в эксплуатации;

– не соответствует требованиям эксплуатации;

– не введен в эксплуатацию.

В графе 9 «Целевая функция актива» указываются функция:

– продолжить эксплуатацию;

– модернизация, дооснащение (дооборудование);

– списание.

4.10. Материальные запасы комиссия проверяет по каждому ответственному лицу и по местам хранения.

Результаты инвентаризации комиссия отражает в инвентаризационной описи (ф. 0504087). Графы 8 и 9 инвентаризационной описи по материальным запасам комиссия заполняет следующим образом.

В графе 8 «Статус объекта учета» указываются статусов материальных запасов:

– в запасе для использования;

– ненадлежащего качества;

– поврежден;

– истек срок хранения.

В графе 9 «Целевая функция актива» указываются функция:

– использовать;

– продолжить хранение;

– списать;

– отремонтировать.

4.11. Инвентаризация кассы проводится один раз в год, а также при смене кассира.

Инвентаризация бланков строгой отчетности производится по ответственным лицам в период проведения инвентаризации перед составлением годового баланса, а также при смене ответственных лиц.

При проверке бланков строгой отчетности комиссия фиксирует начальные и конечные номера бланков.

4.12. Инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами комиссия проводит с учетом следующих особенностей:

– определяет сроки возникновения задолженности;

– выявляет суммы невыплаченной зарплаты (депонированные суммы), а также переплаты сотрудникам;

– сверяет данные бухучета с суммами в актах сверки с покупателями (заказчиками) и поставщиками (исполнителями, подрядчиками), а также с бюджетом и внебюджетными фондами – по налогам и взносам;

При инвентаризации, проводимой перед годовой отчетностью, проверяется обоснованность наличия остатков.

4.13. Выявленные расхождения в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях) обобщаются в ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092). В этом случае она будет приложением к акту о результатах инвентаризации (ф. 0504835). Акт подписывается всеми членами инвентаризационной комиссии и утверждается руководителем учреждения.

4.14. После завершения инвентаризации выявленные расхождения (неучтенные объекты, недостачи) должны быть отражены в бухгалтерском учете, а при необходимости материалы направлены в судебные органы для предъявления гражданского иска.

4.15. Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

4.16.                  На суммы выявленных излишков, недостач основных средств, нематериальных активов, материальных запасов инвентаризационная комиссия требует объяснение с ответственного лица по причинам расхождений с данными бухгалтерского учета. Приказом начальника Управления создается комиссия для проведения внутреннего служебного расследования для выявления виновного лица, допустившего возникновение не сохранности доверенных ему материальных ценностей.

 

5. Порядок организации и осуществления внутреннего финансового контроля.

5.1. Целью внутреннего финансового контроля являются контроль за соблюдением требований законодательства, а также правильного ведения бухгалтерского учета и отчетности. Внутренний контроль представляет собой совокупность процедур, направленных на предотвращение ошибок и нарушений, отслеживания и проверки осуществления финансово-экономической и хозяйственной деятельности.

5.2. Основными задачами внутреннего финансового контроля являются: проверка соблюдения законности и дисциплины в финансово-экономической и хозяйственной деятельности; правильности ведения бухгалтерского учета и расходования материальных и денежных средств; расчетов и с дебиторами и кредиторами; наличия, сохранности, полноты поступления и оприходования денежных средств и материальных ценностей; наличия, правильности оформления, своевременности и достоверности отражения документов по регистрам бюджетного учета; правильности и своевременности расчетов по заработной плате, соблюдения штатно-тарифной дисциплины; выполнения предложений и устранения недостатков по актам ревизий и проверок финансово-экономической и хозяйственной деятельности; а также выявление и предупреждение недостач и хищений денежных средств и материальных ценностей.

5.3. Порядок осуществления и формы внутреннего финансового контроля приведены в Положении о внутреннем финансовом контроле (приложение № 10).

Основание: п. 6 Инструкции к Единому плану счетов №157н.

 

6.Учет денежных средств

         6.1 Кассовые операции ведутся в кассе согласно указаниям Центрального Банка Российской Федерации от 11 марта 2014 г. N 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» кассовым или иным работником, определенным руководителем (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись. Кассовые операции могут проводиться руководителем.

          В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 31 декабря 2002 г. N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" с кассиром заключается договор о полной материальной ответственности.
          На время отсутствия кассира, временные обязанности кассира исполняет работник, с которым заключен договор о полной материальной ответственности. На период исполнения обязанностей кассира денежные средства передаются работнику, временно замещающему кассира, по акту, подписанному постоянно действующей инвентаризационной комиссией.
         Проверка фактического наличия наличных денег в кассе проводится при инвентаризации кассы и при передаче денежных средств работнику, временно замещающему кассира.

6.2 Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002 (далее - кассовые документы).

         6.3 Кассовая книга ведется автоматизированным способом. Записи в кассовую книгу производятся кассиром после получения или выдачи денег по каждому ордеру в конце рабочего дня.

         6.4 Денежные средства выдаются из кассы под отчет или перечисляются на банковскую карту на основании письменного заявления работника.

6.5 При выдаче наличных денег по доверенности кассир проверяет соответствие фамилии, имени, отчества (при наличии) получателя наличных денег, указанных в расходном кассовом ордере 0310002, фамилии, имени, отчеству (при наличии) доверителя, указанным в доверенности; соответствие указанных в доверенности и расходном кассовом ордере 0310002 фамилии, имени, отчества (при наличии) доверенного лица, данных документа, удостоверяющего личность, данным предъявленного доверенным лицом документа, удостоверяющего личность. В расчетно-платежной ведомости 0301009 (платежной ведомости 0301011) перед подписью лица, которому доверено получение наличных денег, кассир делает запись "по доверенности". Доверенность прилагается к расходному кассовому ордеру 0310002 (расчетно-платежной ведомости 0301009, платежной ведомости 0301011).

6.6 Предназначенная для выплат заработной платы сумма наличных денег устанавливается согласно расчетно-платежной ведомости  (платежной ведомости). Срок выдачи наличных денег на эти выплаты определяется руководителем и указывается в расчетно-платежной ведомости  (платежной ведомости). Продолжительность срока выдачи наличных денег по выплатам заработной платы не может превышать пяти рабочих дней (включая день получения наличных денег с банковского счета на указанные выплаты).

         6.7 Ответственность за соблюдение порядка ведения кассовых операций возлагается на главного бухгалтера и кассира.

7.Учет событий после отчетной даты

7.1 В данные бухгалтерского (бюджетного) учета за отчетный год включается информация о фактах хозяйственной жизни, которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бюджетной отчетности за отчетный год и оказали (могут оказать) существенное влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности Главного Управления (далее - события после отчетной даты).

7.2 Существенным фактом хозяйственной жизни в данном случае признается событие, без знания о котором пользователями бухгалтерской (бюджетной) отчетности невозможна достоверная оценка финансового состояния, движения денежных средств или результатов деятельности Агентства и стоимостное значение которого составляет более 10 процентов значения по соответствующей строке баланса.

Существенное событие после отчетной даты подлежит отражению в бухгалтерской (бюджетной) отчетности за отчетный год независимо от положительного или отрицательного его характера для Главного Управления.

7.3 Событиями после отчетной даты являются:

получение свидетельства о получении (прекращении) права на имущество, в случае, когда документы на регистрацию были поданы в отчетном году, а свидетельство получено в следующем;

объявление дебитора банкротом, что влечет последующее списание дебиторской задолженности;

получение от страховой организации страхового возмещения либо материалов по уточнению размеров страхового возмещения, по которому по состоянию на отчетную дату велись переговоры;

обнаружение существенной бухгалтерской ошибки, нарушений законодательства, которые влекут искажение бюджетной отчетности;

пожар, авария, стихийное бедствие, другая чрезвычайная ситуация, из-за которой уничтожена значительная часть имущества, находящегося в управлении Главного Управления;

изменение стоимости земельного участка.

Документы, подтверждающие события после отчетной даты, принимают к исполнению за десять рабочих дней до срока представления бюджетной отчетности.

7.4 Последствия события после отчетной даты отражаются в бухгалтерской (бюджетной) отчетности путем уточнения данных о соответствующих активах, обязательствах, доходах и расходах Главного Управления .

7.5 Для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете событий, подтверждающих существовавшие на отчетную дату хозяйственные условия, в которых учреждение осуществляло свою деятельность выполняются:

дополнительной записью в бухгалтерском регистре;

записью, оформленной способом "красное сторно" и дополнительной записью.

7.6 Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, а также исправления способом "красное сторно" оформляются первичным учетным документом - справкой, содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра учета, его номер, а также период, за который он составлен.

Ошибка, обнаруженная за период, в котором бухгалтерская (бюджетная) отчетность уже представлена, в зависимости от характера ошибки исправляется днем ее обнаружения.

7.7 Учетные записи по отражению событий после отчетной даты в части уточнения дебиторской задолженности, нереальной к взысканию после того, как отчетность за отчетный год составлена:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Первичный документ

Методом "красное сторно" произведены корректировочные записи, совершенные на основании справки (ф. 0504833) 31 декабря отчетного года

в размере списания с балансового учета суммы дебиторской задолженности

0 401 20 273

0 206 31 660

Справка (ф. 0504833)

в части отнесения на забалансовый счет суммы нереальной к взысканию дебиторской задолженности

04

   

По состоянию на дату в году, следующем за отчетным, отражаются в учете операции по списанию со счетов бухгалтерского (бюджетного) учета сумм дебиторской задолженности

в размере списания с балансового учета суммы дебиторской задолженности

0 401 20 273

0 206 31 660

Справка (ф. 0504833)

в части отнесения на забалансовый счет суммы нереальной к взысканию дебиторской задолженности

04

   

7.8 Ответственным за принятие решения об отражении операции после отчетной даты является главный бухгалтер Главного Управления.
          (п. 3 Инструкции к Единому плану счетов №157н, СГС «События после отчетной даты»).

8. Резервы предстоящих расходов

8.1 Для обобщения информации о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения, используется счет 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов".

8.2 Уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва), или бухгалтерской записью, оформленной по способу "Красное сторно" (уменьшение ранее сформированного резерва).

Резерв на предстоящую оплату отпусков.

8.3 Величина резерва на предстоящую оплату отпусков определяется ежегодно по состоянию на 1 января текущего календарного года.

8.4 Сумма отпускных рассчитывается как произведение количества не использованных всеми сотрудниками учреждения дней отпусков на конец года (по данным кадрового учета) на средний дневной заработок по учреждению за последние 12 месяцев.

8.5 Средний дневной заработок по учреждению определяется путем деления ФОТ за предшествующие 12 месяцев на среднюю численность сотрудников за это же время, на 12 месяцев и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).

8.6 Оценочное обязательство в виде резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время определяется ежегодно на последний день года, исходя из данных количества дней неиспользованного отпуска по всем сотрудникам на указанную дату, предоставленных кадровой службой.

8.7 Резерв на расходы, возникающие из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни, в том числе в рамках досудебного (внесудебного) рассмотрения претензий, в размере сумм предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций по причиненным ущербам (убыткам), в том числе вытекающих из условий гражданско-правовых договоров (контрактов), в случае предъявления претензий (исков) к публично-правовому образованию: о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также в сумме ожидаемых судебных расходов (издержек) в случае предъявления учреждению согласно законодательству Российской Федерации претензий (исков), иных аналогичных ожидаемых расходов.

8.8 Сумма резерва формируется в размере фактически предъявленных требований и исков.

8.9 Резерв на расходы, возникающие по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру ввиду отсутствия первичных учетных документов.

8.10 Резерв формируется по состоянию на 31 декабря текущего финансового года в размере предполагаемых платежей за оказанные услуги в декабре текущего года. Излишне начисленные суммы резерва подлежат сторнированию.

8.11 Бухгалтерские записи по отражению в учете операций по формированию и использованию резервов

п/п

Содержание операции

Номер счета по Дт

Номер счета по Кт

1.

Формирование резерва на оплату отпусков за фактически отработанное время:  

 - по выплатам работникам    

 

040120211 (010961211)

040161211

 

- по страховым взносам

040120213 (010961213)

040161213

2.

Отражение в учете расходных обязательств по формированию резервов на оплату отпусков*:                      

- по выплатам работникам

150193211 050690211

150299211 050299211

 

- по страховым взносам

150193213 050690213

150299213 050299213

3.

Начисление оплаты отпуска за проработанное время (компенсации за неиспользованный отпуск): - за счет резерва

040161211 040161213

030211730 0303ХХ730

 

- в случае, если сумма резерва меньше суммы начисленных отпускных (на сумму превышения начисленных отпускных над суммой резерва)

040120211 (010961211) 040120213 (010961213)

030211730

0303ХХ730

4.

Отражение в учете расходных обязательств по выплатам начисленных отпусков (компенсации за неиспользованный отпуск), производимых за счет ранее созданного резерва. Одновременно производится уменьшение ранее отраженных обязательств методом «красное сторно»

150113211 050610211 150113213 150610213

150211211 050211211 150211213 150211213

 

Уточнение ранее сформированного резерва отражается на дату его расчета дополнительной бухгалтерской записью (увеличение ранее сформированного резерва), или бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно» (уменьшение ранее сформированного резерва).

Резерв при этом рассчитывается , как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время, на дату расчета, и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

8.12 Сумма расходов на оплату предстоящих отпусков определяется по методике.

 Расчет средней заработной платы производится по учреждению в целом:

Резерв отпусков = К*ЗПср, где

К - общее количество не использованных всеми сотрудниками дней отпуска за период с начала работы на дату расчета (конец каждого месяца, квартала, года);

ЗПср - средняя заработная плата по всем сотрудникам учреждения в целом.

8.14 Резерв на оплату страховых взносов рассчитывается с учетом методики расчета резерва на оплату отпусков.

1.1 Сумма страховых взносов при формировании резерва рассчитывается по каждому работнику индивидуально:

в среднем по учреждению:

Резерв стр.взн.= К*ЗПср*С;

8.15  Учитывая , что суммы резервов отражаются в учете в оценочном значении, а остаток резерва может быть перенесен на следующий год, ежегодно должна проводиться  инвентаризация резервов. При необходимости, по результатам такой инвентаризации в учете может быть отражена корректировка величины резервов и отложенных обязательств.

9. Порядок передачи документов бухгалтерского учета

при смене руководителя и главного бухгалтера

9.1 При смене начальника Управления или главного бухгалтера (далее – увольняемые лица) они обязаны в рамках передачи дел заместителю, новому должностному лицу, иному уполномоченному должностному лицу Управления (далее – уполномоченное лицо) передать документы бухгалтерского учета, а также печати и штампы, хранящиеся в бухгалтерии.

9.2 Передача бухгалтерских документов и печатей проводится на основании приказа начальника Управления.

9.3 Передача документов бухучета, печатей и штампов осуществляется уполномоченному лицу, принимающему дела.

9.4 Прием-передача бухгалтерских документов оформляется актом приема-передачи бухгалтерских документов. К акту прилагается перечень передаваемых документов, их количество и тип.

9.5 Акт приема-передачи дел должен полностью отражать все существенные недостатки и нарушения в организации работы бухгалтерии.

9.6 Акт приема-передачи подписывается уполномоченным лицом, принимающим дела. 

9.7 При подписании акта приема-передачи при наличии возражений по пунктам акта руководитель и (или) уполномоченное лицо излагают их в письменной форме в присутствии комиссии.

9.8 Акт приема-передачи оформляется в последний рабочий день увольняемого лица в учреждении.

9.9 Акт приема-передачи дел составляется в трех экземплярах: 1-й экземпляр – начальнику Управления, если увольняется главный бухгалтер, 2-й экземпляр – увольняемому лицу, 3-й экземпляр – уполномоченному лицу, которое принимало дела.

 

 

 

12 августа 2019 года
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).